Техническая характеристика трактора МТЗ-82 (МТЗ-80

 

Общие данные

Тип трактора

Колёсный, универсальный, класса 1,4 м

Марка трактора

«Беларусь»

Модель трактора

МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л

Скорости и тяговые усилия, рассчитанные для стерни при радиусе качения заднего колеса 730 мм и без учета буксования

 

Передача

Без редуктора

С редуктором

Без ходоуменьшителя

С ходоумень-шителем

Без ходоумень-шителя

С ходоумень-шителем

Скорость, км/час

Тяговое усиление, кгс

Скорость, км/час

I

2.50

1400

0.741

1.89

0.560

II

4.26

1400

1.262

3.22

0.954

III

7.24

1400

-

5.48

-

IV

8.90

1400

-

6.73

-

V

10.54

1150

-

7.97

-

VI

12.33

950

-

9.33

-

VII

15.15

750

-

11.46

-

VIII

17.95

600

-

13.57

-

IX

33.38

300

-

25.25

-

з. х. I

5.26

-

0.352

3.98

0.266

з. х. II

8.97

-

0.599

6.78

0.453

 

 

 

МТЗ-80, МТЗ-80Л

МТЗ-82, МТЗ-82Л

Габаритные размеры трактора (номинальные), мм:

   

длина (по концам продольных тяг)

3815

3930

ширина (по выступающим концам полуосей задних колес)

1970

1970

высота:

   

по облицовке

1615

1665

по кабине

2470

2470

Продольная база трактора, мм

2370

2450

Колея трактора, мм

Регулируемая в пределах 1200—1800 по передним колесам и 1350—1800

Дорожный просвет при радиусе каче­ния задних колес 730 мммм):

   

под передней осью и рукавами по­луосей конечных передач

650

640

под задним мостом

470

470

под картером переднего моста

-

590

Радиус поворота по продольной оси трактора с подтормаживанием внут­реннего колеса, м

2.5

2.7

Вес трактора, кг:

   

конструктивный (с кабиной, без до­полнительного оборудования, инди­видуального комплекта запасных частей, дополнительных деталей и грузов на колесах)

3000

3200

в состоянии отгрузки с завода (без дополнительного оборудования, ин­дивидуального комплекта запасных частей и дополнительных деталей, без топлива в баках и воды в ра­диаторе, с кабиной и грузами на ко­лесах)

3300

3420 (без грузов)

 

 

Двигатель трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

 

Тип двигателя

Четырехтактный дизель

Марка

Д-240 (с электростартером)

Д-240Л (с пусковым двигателем)

Мощность, л. с.

80

Число оборотов (номинальное) в минуту

21752240

Максимальное число оборотов холос­того хода в минуту, ограничиваемое регулятором (не более)

2385

Число оборотов в минуту при макси­мальном крутящем моменте, об/мин (не менее)

1400

Минимальное число оборотов холосто­го хода, об/мин (не более)

600

Угол опережения подачи топлива (по мениску)

26º

Номинальный крутящий момент, кгс*м

24,4

Максимальный крутящий момент, кгс*м

28

Число цилиндров

4

Диаметр цилиндра, мм

110

Ход поршня, мм

125

Степень сжатия (расчетная)

16

Рабочий объем всех цилиндров, л

4,75

Порядок работы цилиндров

1—3—4—2

Способ смесеобразования

Камера в поршне

Топливный насос

Четырехплунжерный УТН-5 с подкачива­ющим насосом

Регулятор числа оборотов

Механический, всережимный, с корректо­ром подачи топлива

Форсунки

ФД-22

Давление впрыска топлива, кгс/см2

175—180

Воздухоочиститель

Комбинированный: первая ступень — су­хая центробежная очистка с автоматиче­ским выбрасыванием пыли; вторая сту­пень — масляного инерционно-контактно­го типа с капроновыми фильтрующими элементами переменной плотности

Система пуска:

 

двигателя Д-240

Электростартер СТ-212А с дистанционным управлением мощностью 4,5 л. с, элек­трофакельный подогреватель

двигателя Д-240Л

Пусковой двигатель с дистанционным управлением

Пусковой двигатель:

 

тип

Карбюраторный, двухтактный, одноцилин­дровый

марка

П-10УД

диаметр цилиндра, мм

72

ход поршня, мм

85

номинальная мощность, л. с.

10

Число оборотов (при номинальной мощ­ности) в минуту

3500

Генератор

Г-304Д1 переменного тока

Вес сухого двигателя без муфты сцеп­ления, кг:

 

Д-240

430

Д-240Л

490

Масло, заливаемое в картер

Летом: М10Г по ТУ 38-1-211-68, М10В по ТУ 38-1-210-68

Зимой: М8Г по ТУ 38-1-01-46-70, М8В по ТУ 38-1-01-47-70, заменитель ДС-8 (М8В) ГОСТ 8581-63

Топливо

Дизельное

 

 

Силовая передача трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

 

 

Муфта сцепления

Фрикционная, однодисковая, сухая, по­стоянно-замкнутого типа

Понижающий редуктор

Две пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями, удваивающие число передач КПП

Коробка передач

Механическая, с девятью передачами вперед и двумя назад

Главная передача

Пара конических шестерен со спираль­ными зубьями

Дифференциал

Конический, с четырьмя сателлитами за­крытого типа

Механизм блокировки дифференциала

Автоматический, связанный с рулевым управлением

Конечные передачи

Пара цилиндрических шестерен с пря­мыми зубьями

Тормоза

Дисковые, сухие, установлены на веду­щих шестернях конечных передач

Масло, заливаемое в силовую передачу

Автотракторные масла АКп-10, Ак-15 ТЭ-15-ЭФО

 

Остов, ходовая система, рулевое управление

 

 

МТЗ-80, МТЗ-80Л

МТЗ-82, МТЗ-82Л

Остов трактора

Полурамный, включает в себя корпусы силовой передачи (муфты сцепления, коробки передач, заднего моста) и полураму

Подвеска остова

Подрессоренная спереди

Тип ходовой системы

Задние колеса ведущие, передние — направляющие

Задние и передние колеса ведущие. Направляющие колеса передние

Колеса

С пневматическими шинами низкого давления

Размеры шин:

   

передних колес

200-508 (7,520)

210—508(8,3/8—20)

задних колес

330—965

(13,6/12—38)

420—762

(18,4/15—30)

240—1067

(9,5/9—42)

330—965

(13,6/12—38)

240—1067

(9,5/9-42)

Давление воздуха в шинах, кгс/смг:

   

передних колес

1,4—2,5

1,4—2,5

(в зависимости от нагрузки)

задних колес (для шин: 330—965 Х (13,6/12—38), 420—762(18,4/15 — 30)

1,0-1,4

1,0—1,4

(в зависимости от нагрузки)

Передняя ось

Трубчатая балка телескопического ти­па, качающаяся на угол ± 10°

-

Передний ведущий мост

 

Балка, качающаяся в проушинах переднего бруса и опи­рающаяся на витые пружины, смонти­рованные в редук­торах конечных пе­редач

Механизм рулевого управления

Червяк, косозубый сектор и гидроусилитель

 

 

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-82

 

 

Тип гидроусилителя

Раздельно-агрегатный

Тип насоса

Шестеренчатый НШ-10ЕУ

Направление вращения насосов

Левое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода)

Производительность насоса, л/мин

Не менее 14

Цилиндр

Двухстороннего действия, диаметр порш­ня 90 мм

Распределитель

Однозолотниковый, следящего типа, рас­положен на оси червяка рулевого меха­низма

Рабочая жидкость

Дизельное масло: М10В или М10Г — ле­том; М8В или М8Г — зимой

 

Гидравлическая система для работы с навесными сельскохозяйственными

машинами

 

 

Тип

Универсальная, раздельно-агрегатная, с гидравлическим увеличителем сцепного веса и силовым (позиционным) регуля­тором

Количество раздельно управляемых цилиндров

3

Тип насоса

Шестеренчатый НШ-32К, правого враще­ния (по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода)

Привод насоса

От двигателя через приводные шестер­ни ВОМ

Производительность насоса, л/мин

45

Рабочее давление, кгс/смг

125

Распределитель

Золотниково-клапанный, с фиксацией ры­чагов в позициях: «нейтральное», «подъ­ем» и «плавающее» и регулировкой ско­рости подъема и опускания

Управление золотником заднего цилиндра при использовании ГСВ

Сблокировано с рукояткой ГСВ

Рабочая жидкость

Автотракторное масло АКп-10

Тип цилиндров

Двухстороннего действия, с гидромехани­ческим регулированием хода поршня

Диаметр цилиндров, мм:

 

основного

100

выносного

75

Ход поршня (основного и выносного цилиндров), мм

До 200

Расстояние между соединительными элементами цилиндра, мм:

515

Механизм для навешивания сельско­хозяйственных орудий

Шарнирный четырехзвенник

Присоединение сельскохозяйственных орудий

В трех точках

Грузоподъемность гидросистемы:

 

номинальная

800 кг на вылете центра тяжести относи­тельно оси задних колес не более 1500 мм

максимальная

2000 кг на шарнирах продольных тяг при установке раскосов на дополнительные от­верстия в продольных тягах

Тип гидроувеличителя сцепного веса

Гидростатический, с автоматическим под­держиванием заданного давления

Регулирование давления подпора

Бесступенчатое, маховичком

Механизм герметизации цилиндра навесного устройства

Механический управляемый клапан

Гидроаккумулятор

Пружинный

Силовой (позиционный) регулятор

Автоматический, с подвижной управля­емой гильзой и следящим золотником

 

 

Электрооборудование трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

 

 

Система проводки

Одыопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»

Номинальное напряжение в сети, в

12

Генератор

Типа Г-304Д1; переменного тока, со встроенным выпрямителем, номинальная выпрямленная мощность 400 вт

Регулятор

Типа РР362-Б, контактно-транзисторный, состоящий из регулятора напряжения и реле защиты

Аккумуляторная батарея:

 

тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Типа ЗСТ-215ЭМ, напряжением 6 в, ем­костью 215 а*ч; две последовательно сое­диненные батареи, расположены в специ­альном отсеке сзади кабины

тракторов МТЗ-80Л, МТЗ-82Л

Типа 6ТСТ-50ЭМС, напряжением 12 в, емкостью 50 а*ч

Стартер:

 

двигателя Д-240

Типа СТ-212А, с электромагнитным тяго­вым реле на корпусе и рычажным при­водом, с роликовой муфтой свободного хода, мощностью 4,5 л. с.

пускового двигателя П-10УД

Типа СТ-352Д, с электромагнитным тя­говым реле на корпусе и рычажным при­водом, с роликовой муфтой свободного хода, мощностью 0,6 л. с.

Электрофакельный подогреватель (только для двигателя Д-240)

Типа ЭФП-810/500. Последовательно со спиралью электрофакельного подогревате­ля включены контрольный элемент типа ПД50-В и добавочное сопротивление типа СЭ50-В (0,06 ом)

Свеча искровая пускового двигателя

Типа А11У, диаметр резьбы ввертной части СПМ14Х1,25

Магнето пускового двигателя

Типа М-124Б, правого вращения, с соеди­нительной полумуфтой МС100

Фары:

 

передние

Типа ФГ309 (две штуки), с двухнитевой лампой А12-45+40 для ближнего и даль­него света и лампой А12-1,5 (габаритный свет)

задние

Типа ФГ304 (две штуки) с лампой А12-32

Задние фонари

Типа ФП209/ФП209-Б с двухнитевой лам­пой А12-21-j-6 (стоп-сигнал и габарит­ный свет) и лампой А12-21 (указатель по­ворота)

Передние указатели поворота

Типа УП214 с лампой А12-21

Фонарь освещения номерного знака

Типа ФП200А с лампой А12-3

Плафон кабины

Типа ПК201 с лампой А12-3

Фонари контрольных ламп:

 

включателя «массы»

Типа ПД20-Е с рубиновым рассеивателем

указателя поворотов

Типа ПД20-Д с зеленым рассеивателем

дальнего света

Типа ПД20-М с синим рассеивателем

Световозвращатели

Типа ФП310-Е рубинового цвета

Переносная лампа

Типа ПЛ-64 с лампой А12-21 (приклады­вается в ЗИП трактора)

Штепсельная розетка

Типа 47-К для включения переносной лампы, расположена в отсеке аккумуля­торных батарей

Штепсельная розетка

Типа П300-А для подключения двух фар (клемма V) и кнопки сигнала (клемма III) прицепной сельскохозяйственной машины, указателей поворота — правого (клемма IV) и левого (клемма II), стоп-сигиала (клемма I) и габаритных огней (клемма V) транспортного прицепа

Звуковой сигнал

Типа С44, безрупорный, электромагнит­ный, вибрационный, расположен на кор­пусе гидроусилителя руля

Предохранители

Три блока плавких предохранителей типа ПРН-Д, ПР11-Ж и ПР11-Е, рас­положены на щитке приборов

Прерыватель указателей поворота

Типа РС410-В, расположен на щитке приборов

Включатель факельного подогревате­ля и стартера (для тракторов МТЗ-80, МТЗ-82)

Типа ВК316-Б, поворотный, трехпозиционный

Включатель стартера пускового двигателя

Типа ВК317-А2, поворотный, двухпозиционный

Включатель «массы»

Типа ВК318-Б, нажимной

Центральный переключатель света

Типа П305, вытяжной на три положения

Переключатель указателей поворота

Типа П57, перекидной на три положения

Переключатель ближнего и дальнего света

Типа П57-Б, перекидной на два положе­ния

Включатель звукового сигнала

Типа ВК322, нажимной, кнопочный

Включатель магнето пускового двига­теля

То же

Включатель стоп-сигнала

Типа ВК854, вытяжной, включается при нажатии на правую тормозную педаль

Включатель: задних фар, плафона, вентилятора-отопителя (три штуки)

Типа ВК57, перекидной на два положе­ния

Электродвигатель вентилятора-отопнтеля

Типа МЭ226-Б, мощностью 40 вт

Электрический стеклоочиститель

Типа СЛ230, однощеточный, односкоростной

 

 

 

 

Контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82 (МТЗ-80)

 

Тахоспидометр со счетчиком мото­часов

Типа ТХ135, с механическим приводом с помощью гибкого вала ГВН-20В

Указатель давления масла двигателя

Типа МД219, мембранный, зоны:

0—1 кгс/смг и 4—6 кгс/смг — нерабочие,

1—4 кгс/смг — рабочая

Указатель температуры воды двигате­ля

Типа УК133, электрический, зоны: 40—75° и 95—120° —нерабочие; 75—95°—рабо­чая. Работает в комплекте с датчиком ТМ100

Указатель давления воздуха в пневмосистеме тормозов прицепа

Типа МД226, мембранный, зоны:

0—4 кгс/смг и 8—10 кгс/смг — нерабочие;

4—8 кгс/см2 —рабочая

Амперметр

Типа АП6-В, с двухсторонней шкалой на 20 а (знак «+»— зарядный ток; знак «—» — разрядный ток)

 

 

Задний вал отбора мощности

 

Привод

Независимый или синхронный

Число оборотов (при 2100 об/мин ко­ленчатого вала двигателя):

 

независимый I

548 об/мин

независимый II

1013 об/мин

синхронный

3,5 об/метр пути

 

 

Дополнительное оборудование

(Устанавливается на трактор или поставляется отдельно от него по особому заказу потребителя за дополнительную оплату)

 

 

Прицепное устройство

Жесткое, регулируемое, объединенное с механизмом навески

Приводной шкив:

 

механизм шкива

Редуктор с двумя коническими шестернями

размеры шкива, мм:

 

диаметр

300

ширина

200

привод

От заднего вала отбора мощности

число оборотов в минуту (при номи­нальном режиме двигателя):

 

при ВОМ независимом I

897 об/мин

при ВОМ независимом II

1667 об/мин

Гидрофицированный крюк

Жесткий, управляется гидросистемой трактора для обеспечения автоматичес­кой сцепки, с механической фиксацией в транспортном положении, не требующей переналадки при работе с навесными ма­шинами

Привод управления тормозами прице­пов

Однопроводный, пневматический, сблоки­рованный с тормозами трактора, обеспе­чивающий управление тормозами прице­пов, оборудованных также и гидроприво­дом

Боковой вал отбора мощности:

 

привод

От коробки передач

число оборотов в минуту (при номи­нальных оборотах двигателя):

 

без понижающего редуктора

727 об/мин

с понижающим редуктором

535 об/мин

Буксирное устройство

Нерегулируемое, с амортизатором

Выносные цилиндры с замедлительным клапаном и штуцером в сборе

Для управления сельскохозяйственными машинами с их рабочими органами

Разрывные муфты с кронштейном в сборе

Для предохранения шлангов от разрывов при осевых усилиях

Шланги сцепки

Для соединения гидросистемы трактора с гидросистемой сельхозмашин

Полугусеничный ход

Резино-металлические гусеницы, надевае­мые на задние и дополнительные натяж­ные колеса

Передние грузы

Легкосъемные, устанавливаются на пе­реднем брусе (10 грузов по 20 кг)

Колеса 240—1067 (9,5—42)

Пневматические для узких междурядий (45 см)

Колеса 420—762 (18,4/15—30)

Пневматические для использования на дорожно-строительных и других специаль­ных работах

Ходоуменьшитель

Механический планетарный, обеспечива­ющий две пониженные скорости переднего хода и две заднего хода (без учета по­нижающего редуктора)

 

Передний ведущий мост тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л

 

 

 

Привод

Двумя карданными валами с промежуточ­ной опорой от раздаточной коробки

Главная передача

Конические шестерни со спиральным зу­бом

Дифференциал переднего моста

Конический, самоблокирующийся, с пла­вающей крестовиной, фрикционными муф­тами

Конечные передачи

Бортовые редукторы с двумя парами ко­нических шестерен, служащих однов­ременно шарнирами равных угловых скоростей

Карданные валы

Универсальные, с игольчатыми подшип­никами в шарнирах, в промежуточной опоре установлена предохранительная муфта

Раздаточная коробка

Редуктор с цилиндрическими прямозубы­ми шестернями и муфтой свободного хода

Механизм блокировки и отключения муфты свободного хода

Передвижная зубчатая муфта

Привод раздаточной коробки

От вторичного вала коробки передач че­рез шестерню

 

Основные заправочные емкости, л

 

Топливные баки

130 (общая емкость двух баков)

Топливный бак пускового двигателя

2,5

Система охлаждения с радиатором:

 

для Д-240

19

для Д-240Л

20

Система смазки двигателя с радиатором

15

Поддон воздухоочистителя

17

Картер топливного насоса

0,2

Редуктор пускового двигателя

0,4

Корпусы силовой передачи

40

Гидроусилитель

6

Раздельно-агрегатная гидросистема (все узлы)

20,5

Корпус переднего моста

1,7

Корпус колесного редуктора

2,3 (каждый)

Корпус верхней конической пары

0,3 (каждый)

Промежуточная опора карданного вала

0,17

 

 

Основные данные для контроля и регулировок

 

Давление масла в системе смазки про­гретого двигателя, кгс/см2:

 

при номинальном числе оборотов коленчатого вала

2,0—3,0

при минимальном числе оборотов хо­лостого хода

Не менее 0,8

Прогиб ремня вентилятора ветви, рас­положенной между шкивами генера­тора и коленчатого вала (при нажа­тии с усилием 3—5 кгс), мм

10—15

Рекомендуемая температура охлажда­ющей двигатель жидкости (тепловой режим), °С

75—95

Зазор между клапаном и коромыслом (при прогретом двигателе), мм

0,25

Зазор между контактами прерывателя магнето (трактор МТЗ-80Л, МТЗ-82Л), мм

0,25—0,35

Зазор между электродами искровой свечи пускового двигателя (трактор МТЗ-80Л, МТЗ-82Л), мм

0,60—0,75

Регулируемое напряжение (при темпе­ратуре реле-регулятора и окружающей среды 20° С, токе нагрузки 10 а, но­минальной скорости вращения ротора генератора 3600 об/мин, с подключенной аккумуляторной батареей) при поло­жении винта посезонной регулировки, в:

 

«лето»

13,2—14,0

«зима»

14,0—15,2

Зазор между отжимными рычагами и выжимным подшипником отводки муф­ты сцепления, мм

3,0

Разница зазора для отдельных рыча­гов одной муфты, мм

Не более 0,3

Свободный ход педали муфты сцепле­ния, мм

40—45

Ход педалей тормозов, мм

70—90

Сходимость направляющих колес, мм

4-8

Свободный ход рулевого колеса при работающем двигателе, град.

Не более 20

Давление масла в гидроусилителе ру­ля, ограничиваемое предохранитель­ным клапаном, кгс/см2

7580

Длина левого раскоса механизма на­вески, мм

515

Пределы регулировки правого раско­са механизма навески, мм

430515

Пределы регулировки центральной тя­ги механизма навески, мм

520800

Давление автоматического возврата золотников распределителя в нейтраль­ное положение, кгс/см2

135145

Давление в гидросистеме, ограничи­ваемое предохранительным клапаном, кгс/смг

145-160

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи заднего моста, мм

0,25-0,55

Давление в пневматической системе привода тормозов прицепа, кгс/см2:

 

поддерживаемое регулятором

6,5-7,5

ограничиваемое предохранительным клапаном

8,2—7,5

Момент затяжки гаек крепления го­ловки цилиндров, кгс • м

16-18

Момент затяжки шатунных болтов,

кгс • м

14—16

Момент затяжки болтов крепления ко­ренных подшипников, кгс • м

20—22

Момент затяжки гайки крепления сошки гидроусилителя руля, кгс • м

27—32

Момент затяжки гаек крепления при­жимов задних колес, кгс • м

3035

Момент затяжки гаек крепления фор­сунок кгс • м

2,5-3,0

 

Дополнительно для МТЗ-82, МТЗ-82Л

 

Осевой зазор в подшипниках промежуточной шестерни раздаточной коробки, мм

До 0,15

Осевой зазор в подшипниках диффе­ренциала переднего моста, мм

До 0,10

Боковой зазор в зацеплении главной передачи переднего моста, мм

0,18—0,40

Боковой зазор в зацеплении верхней конической пары редуктора конечной передачи переднего моста, мм

0,10—0,35

Боковой зазор в зацеплении нижней конической пары редуктора конечной передачи переднего моста, мм

0,26—0,65

Осевой зазор в подшипниках верхней конической пары редуктора конечной передачи переднего моста, мм

0,05—0,15

Момент проворачивания вала ведущей шестерни главной передачи переднего моста, кгс • м

0,12—0,28

Момент затяжки конусных гаек передних колес, кгс • м

20—25

Допустимый крутящий момент, пере­даваемый предохранительной муфтой на передний ведущий мост, кгс • м

50—55